Детский сад № 153 город Иваново
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. 2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. З. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределить. 4. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполнением движений. 5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений (лучшему запоминанию поможет яркий рисунок на правой странице). 6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми Упражнениями, он сможет рассказывать «руками» целые истории. 7. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретyт силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. Все упражнения разделены на три группы: 1 группа. Упражнения для кисти рук. от «Фонари» до «Ворота»: - развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений; - учат напрягать и расслаблять мышцы; - развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время; -учат переключаться с одного движения на другое. 2группа. Упражнения для пальцев условно статические. от «Зайчика» до «Петуха»: - совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений. 3 группа. Упражнения для пальцев динамические. от «Семья» до ((Цепочка»: - развивают точную координацию движений; - учат сгибать и разгибать пальцы рук; - учат противопоставлять большой палец остальным. Все упражнения полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно. С какого возраста можно начинать выполнять эти упражнения? В Японии упражнения для пальчиков начинают выполнять с трехмесячного возраста. Некоторые специалисты советуют заниматься пальчиковой гимнастикой с 6 - 7 месяцев. Но и в более позднем возрасте занятия будут очень полезны и эффективны. Начинать можно с ежедневного массажа по 2 - 3 минуты кистей рук и пальцев: 1) поглаживать и растирать ладошки вверх - вниз; 2) разминать и растирать каждый палец вдоль, затем - поперек; З) растирать пальчики спиралевидными движениями. Затем можно выполнять некоторые упражнения 3 группы, но в пассивной форме, то есть Вы сами сгибаете пальчики малыша и совершаете другие энергичные движения, сопровождая их ритмичными строчками. При этом важно, чтобы в упражнениях участвовали все пальчики. Примерно с 10 месяцев кроме пассивных упражнений 3 и 2 групп ребенка нужно учить; - катать между ладошками и пальчиками шарики и палочки разного размера; - рвать бумагу, отщипывать кусочки глины или пластилина; - перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки, пуговки) одной рукой или двумя одновременно. Затем малыша можно начинать учить движениям, имитирующим знакомые ему действия и предметы (упражнения I группы). После освоения упражнений I группы приступайте к выполнению упражнений II и III группы, но уже в активной форме, то есть все упражнения ребенок выполняет сам. Если же вы начинаете заниматься с детьми в возрасте 2-, 3-, 4 лет и старше, то отрабатывайте последовательно все упражнения, начиная с I группы. Надо помнить, что любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Заниматься надо ежедневно около 5 минут. Сначала все упражнения выполняются медленно. Нужно следить, чтобы ребенок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите малышу или поучите его помогать себе второй рукой. Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусматривается ,участие обеих рук), затем - другой рукой, после этого - двумя руками одновременно. Некоторые упражнения даются в нескольких вариантах. Первый - самый легкий. Каждому упражнению соответствует свой рисунок для создания зрительного образа. Сначала нужно показать ребенку цветной рисунок и объяснить, как должно выполняться упражнение. Постепенно надобность в объяснениях отпадет. Можно показать картинку, назвать упражнения, а малыш вспоминает, какое положение кистей рук или пальцев он должен воспроизвести. Когда все упражнения будут хорошо знакомы, можно выполнять следующие игровые задания. Запоминать и повторять серию движений по словесной инструкции, начиная с двух движений и заканчивая тремя, четырьмя и больше. Например, «Коза» - «Улитка». Ребенок переключается с позиции «Коза» на позицию «Улитка» (3 - 4 раза). Сначала упражнения выполняются по словесной инструкции, затем на счет «раз - два». Или «Вилка» - «Кольцо» -«Заяц». Можно предлагать любую последовательность упражнений, так как они все направлены на развитие объема движений, их силы, координации, переключаемости, точности, удержания позы. Одним из самых эффективных способов развития мелкой моторики являются игры - шнуровки по Монтессори. В играх с шнурованием развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки, развиваются творческие способности, пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева», готовят руку к письму и развивают усидчивость. К 1 - 1,5 годам детей очень интересуют всякие дырочки, веревочки, шнурки. Для этого возраста и придуманы безопасные пуговицы - шнуровки (пуговицу размером в 10 см не проглотишь). Для детей старшего возраста (3 - 4 года) существуют сюжетные шнуровки. Здесь уже не только манипуляции руками, но и еще игра - драматизация, в которой шнурование вводится как элемент разыгрывания сказки. Сюжетные шнуровки бывают разной степени сложности. Например, шнуровки «Белочка» и «Грибок» относятся к разряду простых, Т.К. там всего по 2 - 3 дырочки и порядок прикрепления элементов не имеет значения. Но есть и более сложные, например, «Ёжик», где у каждой из деталей есть определенное место на теле ежа. И ребенку требуется найти нужное место, сосчитав количество дырочек на еже и на пришнуровываемой детальке. Еще задача - разместить детали таким образом, чтобы они не мешали друг другу, т.к. расположены они очень тесно. 3. Формы работы по развитию мелкой моторики рук. Традиционная: - самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание); - игры с пальчиками с речевым сопровождением; - пальчиковая гимнастика (специальные упражнения без речевого сопровождения, объединенные в комплекс); - графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант. соединение по точкам, продолжение ряда; - приметная деятельность: бумага, глина, пластилин; - игры: мозаика, конструкторы , шнуровка; - кукольный театр: пальчиковы и, варежковый, перчаточный, театр теней. Нетрадииионная: - самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щетками, каштанами, воздушными шарами, логопедическими перчатками с нашитыми пуговицами; - игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно - бытовой. Игровые упражнения: -«котенок кусается» (прищепки бельевые); - «забавные узелки» (веревка с узелками); -в «зоопарке» (решетка для раковины, подставка под горячее, лист бумаги в клетку 2х2); -«лыжники» (пробки от пластиковых бутылок); «фокусники» (кусок полиэтилена, носовой платок); - игры с мячом (мяч - прыгун); -рисуем пальчиками; - волшебные превращения веревочки; - рассказываем стихи руками. Благоприятное воздействие на развитие движений кисти и пальцев рук оказывает самомассаж, когда с помощью карандаша, грецкого ореха осуществляется стимуляция активных точек пальцев и ладоней. В упражнениях можно использовать каштаны, массажные щетки для волос, воздушные шары (наполненные солью, мукой, мелкими камушками), перчатки с нашитыми пуговицами. Дети выполняют упражнения с использованием нетрадиционного материала с большим удовольствием, потому что занятия превращаются в занимательную игру: «пальчик - лыжники», «пальчики - фокусники», «пальчики гуляют по зоопарку». Очень интересна для детей сопряженная гимнастика (театр пальчиков и языка). А. Однажды пальчики пошли в лес: топ - топ, топ - топ - топ. Имитация ходьбы пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык движется вверх - вниз, вверх – вниз Б. Подошли к опушке: ровной - ровной, гладкой - гладкой. Ладони ребрами тесно прижаты друг к другу, пальцы выпрямлены. Рот открыт, язык свободно лежит на нижней губе. В. На опушке - большое дерево. Вот его ствол. Локти, ладони соединены, пальцы подняты вверх. Язык высовывается и напряженно тянется к носу. Г. Вот его крона. Пальцы чуть согнуты. Скругленные края языка загнуты вверх «чашечкой». Д. Крона состоит из веток и листьев. Пальцы напряженно вытянуты и широко расставлены. Ладони соединены «чашечкой». Язык в позе «чашечки». Е. Листья, которые так весело играют с ветерком летом, осенью опадают. Пальцы широко расставлены и попеременно двигаются. Кисти расслаблены, руки свободно опущены вдоль туловища. Движения языком вверх - вниз (язык со скругленными краями). Язык расслаблено опускается на нижнюю губу. Ж. Вот его корни. Кисти рук тыльной стороной соединяются у запястья, пальцы напряженно тянутся вниз. Язык напряженно тянется вниз. Особое внимание в развитии мелкой моторики отводится пальчиковой гимнастике. Такие упражнения активируют моторику рук, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, воспитывают координацию и развивают речь. На успешность развития мелкой моторики влияет умение ребенка вправлять мышцами кисти руки. Качественное управление мышцами достигается при наличии следующих условий: 1) Умение ощущать движение мышц; 2) Достаточной эластичности мышц; 3) Достаточным уровнем сформированности переключаемости движений, который зависит от своевременного дифференцированного торможения в коре головного мозга; 4) Осознанном выполнении движений; 5) Достаточно зрительном – моторном контроле. Все условия взаимозависимы. Чтобы действия были легко переключаемы, мышечные волокна должны быть податливыми, т.е. эластичными, что обеспечивает своевременное реагирование на сигналы из коры головного мозга для выполнения необходимого движения кистью руки и пальцами. В свою очередь, сигналы из коры головного мозга для выполнения движений пальцами подаются только при непрестанном сосредоточении мысли, т.е. осознанно. Помимо собственно пальчиковых игр, т.е. упражнений без предметов, педагог в своей работе может использовать и упражнения с различными атрибутами: массажными ковриками, прищепками, пробками, мячами, счетными палочками. Они также помогают совершенствовать тонкую двигательную координацию кистей и пальцев рук. «Пальчиковый (сухой) бассейн» легко сделать в условиях детского сада: в большую прямоугольную коробку с низкими бортиками насыпать горох или фасоль высотой в 6-8 см. Проведение пальчиковой гимнастики в таком бассейне способствует активизации двигательных кинестезий, праксиса позы, улучшает динамический праксис. Диагностические пробы (поиск предметов различной фактуры, величины, формы) с использованием этого тренажера позволяют максимально активизировать пальцевой гнозис, проприоцептивные ощущения. Соответственно материалу, используемому в бассейне, подбираются стихотворения: Горох. В ведро насыпали горох И пальцы запустили, Устроили там переполох, Чтоб пальцы не грустили. Фасоль. В ведре не соль, совсем не соль, А разноцветная фасоль. На дне игрушки для детей, Мы их достанем без затей. С целью активизации мышечных ощущений рекомендуется проводить упражнения с использованием гречневой крупы или риса: «Солим щи». Делать перетирающие движения тремя пальцами – большим, указательным, и средним: Солим, солим щи, Щи у мамы хороши! Для самомассажа кистей рук в пальчиковом бассейне можно использовать следующие упражнения: «Стираем платочки». Взрослый читает стихотворный текст, ребенок выполняет соответствующие движения руками: Мама и дочка стирали платочки. Вот так! Вот так! (Движения раскрытой ладонью по дну «бассейна» в направлении вперед – назад, пальцы разведены). Мама и дочка полоскали платочки. Вот так! Вот так! (Движения кистью в направлении слева – направо). Мама и дочка полоскали платочки. Вот так! Вот так! (Движения кистью вверх – вниз над «бассейном»). «Пальчики разбежались». Ребенок опускает руку в «бассейн», прижимает ладонь ко дну, попеременно сдвигает и раздвигает пальцы ( не отрывая ладонь от дна пальчикового «бассейна»). «Пальчики побежали» («Прогулка»). Рука опирается на дно «бассейна», кисть приподнята. Передвижения по дну «бассейна», перебирая пальцами: Пошли пальчики гулять, А вторые догонять, Третьи пальчики бегом, А четвертые пешком, Пятый пальчик поскакал И в конец пути упал. «Веник». Упражнение выполняется с широкой амплитудой движений раскрытой ладонью вправо – влево с фиксацией запястья на дне «бассейна». Аналогичные движения можно выполнять рукой, сжатой в кулак, и попеременными движениями ладони и кулака. Следующий прием «Разноцветные прищепки» заимствован из опыта работы экспериментальной клинической лаборатории для детей – инвалидов в институте физкультуры города Москвы. Механическое сдавливание подушечек пальцев с использованием разноцветных прищепок направлено на активизацию незрелых клеток головного мозга и может быть использовано в сочетании с массажем лицевой и оральной мускулатуры, либо пальчиковой пассивно – активной гимнастикой. Если во время сочетанной процедуры массажа и прищепок у ребенка возникает негативные эмоциональные реакции, возбуждение, процедуру необходимо прекратить. Прищепкой на ударные слоги стиха поочередно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно (кроме большого пальца). После первого двустишья – смена рук: Кусается сильно котенок – глупыш. Он думает: это не палец, а мышь. -Но я же играю с тобою, малыш! -А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»! Или: Вот проснулся, встал гусенок, Пальцы щиплет он спросонок. -Дай хозяйка, корма мне Раньше, чем моей родне! Для развития мелкой моторики и координации движений рук хорошо использовать «Забавные узелки» - берем веревку, завязываем на ней узелки (до 12 узелков ). Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет членов своей семьи: Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – я, Вот и вся моя семья. Или перебирая узлы пальцами, на каждый узел называть день недели (по порядку), месяцы, гласные звуки. Можно натянуть веревку на уровне плеч ребенка и дать ему разноцветные прищепки. На каждый ударный слог стиха, делается одно соответствующее движение: Прищеплю прищепку ловко Я на мамину веревку. Или: Автобус, троллейбус, машины, трамвай- О них ты на улице не завывай! В морях – корабли, ледоколы, суда, Они очень редко заходят сюда. Веревку с узлами можно подвесить в вертикальном положении. Теперь это – лиана. Ребенок пальцами обеих рук подтягивается за узлы, а ладони сжимают их ( как при лазанье по канату). Там, где с деревьев свисают лианы, Разные в джунглях живут обезьяны: Лазают там шимпанзе, павианы, Есть и гориллы, орангутаны. Для проведения пальчикового тренинга хорошо использовать подставки под горячее или расчертить лист бумаги клетками 2х2 см. дети «ходят» указательным и средним пальцами по клеточкам, на каждый ударный слог стиха, делая по шагу. Можно «ходить» средним и безымянным, безымянным и мизинцем правой и левой руки поочередно или одновременно. В зоопарке мы бродили, К каждой клетке подходили. И смотрели всех подряд - Медвежат, волчат, бобрят. Или: На базар ходили мы, Много груш там и хурмы. Есть лимоны, апельсины, Дыни, сливы, мандарины, Но купили мы арбуз - Это самый вкусный груз! Хорошо использовать в коррекционной работе игры с мячом. Эти игры развивают не только мелкую, но и общую моторику, ориентировку в пространстве, глазомер, ловкость и быстроту реакции. Например, упражнения с мячом небольшого размера (можно различной фактуры ) совмещают в себе в развитие мелкой моторики и практическое употребление предлогов и предложных слов. ( Движения соответствуют тексту). За рукой и под рукой, Из – под кисти – на покой. Над рукой он кружит, От нее теперь бежит. Между пальцев подержу. И в ладошку положу. Из руки его достану. Справа, слева ставить стану, Перед грудью пронесу, Возле ног моих поскачет, Подержу вверху, внизу. Мимо носа пронесу. Упражнение « Мяч – ежик» служит для самомассажа рук. (Движения соответственно тексту). Я мячом круги катаю, ( мяч между ладоней ) Взад – вперед его гоняю, ( смена рук ) Им поглажу я ладошку, (соответственно) Будто я сметаю крошку ( смена рук ) И сожму его немножко, ( сжимаем мяч ) Как сжимает лапу кошка ( смена рук ) Каждым пальцем мяч прижму ( соответственно) И другой рукой начну. ( смена рук ) А теперь последний трюк: (перебрасывание мяча из руки в руку ) Мяч летит между рук! Игра «Китайские шары» развивают координацию движений кистей рук. Берем пару каучуковых мячей или грецких орехов, кладем их в одну руку и без помощи второй руки стараемся обвести один мяч вокруг другого. После двустишия - смена рук: Вы видали циркача? Мяч идет вокруг мяча! Кружит с видом знатока, Будто шмель вокруг цветка. Игры с мячом можно использовать не только для развития мелкой и общей моторики, но и для закрепления произношения гласных звуков, развития планового, сильного, двигательного выдоха, развития связной речи. Игра «Звуки гласные поем мы с мячом вдвоем» предлагает пропеть гласный звук, одновременно прокатывая мяч по полу или шарик по столу. Ребенок делает вдох и плавно катит мяч товарищу: « А- а-а». Игра «Мячик мы ладошкой стук, повторяем дружно звук». Цель игры – развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков. Взрослый предлагает детям, когда они услышат звук «А», стукнуть мячом об пол. Поймав мяч, дети повторяют звук: «А- У – О – У – А – А – О – У». Можно привести массу примеров использования различных предметов для развития тонкой моторики пальцев рук. Важно, чтобы все движения сопровождались стихами, так как это основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Они учат слышать рифму, ударения, делить слова на слоги. Чувство ритма важно и при обучении письму (для выработки ровного почерка), для предупреждения нарушении письма (пропуска гласных). Ритм стихотворной речи способствует развитию координации и произвольной моторики. Кроме того, с помощью стихотворений вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память. Пальцевую моторику необходимо развивать и для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму. Поэтому работа по подготовке детей к письму должна начинаться задолго до поступления в школу. Чтобы подготовить руку к процессу письма, необходим тренинг, с помощью которого создается функциональная база для соответствующих анализаторов. Хорошо для тренинга подходит пальчиковая гимнастика с ручкой и катушкой. Она позволяет: - обрести эластичностью мышц и повысить подвижность суставов; - создать возможность для тренинга частой, последовательной, своевременной переключаемости движений, т.е. их согласованной координированности; - воспитывать навык удержания позы; - ощутить полный объем мышечных движений, их силу и выносливость; - развивать мыслительные процессы и их произвольность; - активизировать биологические процессы организма и деятельность жизненно важных анализаторов; - учиться, играя, что вызывает положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности. Упражнения с ученической ручкой ( ручку лучше использовать гранями ): «Самомассаж ладоней» Исходное положение: соединить ладони пальцами вперед. Ручка находится в вертикальном положении между ладонями и выполняет функцию массажера. Содержание упражнения: перемещать ладони вперед- назад, передвигая ручку только мягкими частями ладоней. Дозировка: до 5 движений на каждую руку. «Самомассаж кончиков пальцев». Исходное положение: взять ученическую ручку подушечками большого и указательного пальцев. Ручка находится в вертикальном положении. Содержание упражнения: перетирающими движениями кончиков пальцев перекатывать вперед – назад, слегка нажимая на нее. Аналогично сделать самомассаж кончиков среднего и большого пальцев, большого и безымянного, большого пальца и мизинца. Дозировка: до 4-5 движений. «Спускаемся по лесенке». Исходное положение: зажать верхний конец ученической ручки вертикально между ладонью и основанием большого пальца. Удерживать ученическую ручку в этом положении. Содержание упражнения: перехватить ручку снизу другой рукой. Продолжать перехваты ученической ручки поочередно обеими руками вверх – вниз. Движения ладоней напоминают осторожный спуск и подъем по лесенке. Дозировка: 2 – 3 раза с обязательным расслаблением кисти. Упражнения с катушкой из – под ниток. (Вместо катушки можно использовать спичечный коробок, оклеенный цветной бумагой или несколько спичек (без серы) или небольших палочек, которые необходимо связать тонкой резинкой у концов. К торцам крепко приклеить картонные кружочки. «Закрой дырочку». Исходное положение: катушка стоит на столе. Содержание упражнения: закрыть с силой дырочку на торце катушки подушечками указательного пальца, среднего безымянного пальцев и мизинцем по очереди. Дозировка: произвольная. «Перевертыши» Исходное положение: катушка стоит на столе. Надо удержать катушку между указательным и средним пальцем одной руки. Содержание упражнения: приподнять катушку над столом, повернуть кисть руки ладони вверх и поставить катушку на стол противоположной стороной. Дозировка: произвольная. После серии движений поставить катушку, стряхнуть кисть руки, расслабляя мышцы. «Рыбка ныряет». Исходное положение: катушка удерживается ребенком перед собой за внешние стороны дисков в горизонтальном положении между большим и средним пальцами одной руки. Мизинец и безымянный палец прижимаются к ладошке ребенка. Указательный палец превращается в «ныряющую рыбку». Содержание упражнения: сначала «рыбка» (указательный палец) «отдыхает» на перекладине катушки. По команде взрослого палец – «рыбка» «ныряет» под катушку, а затем, по команде, «выныривает». Развитие графических навыков – еще один вид развития мелкой моторики. Дети под руководством взрослых в тетрадях в крупную клетку выполняют различные задания: рисуют простым карандашом палочки, дуги, кружочки, овалы, размещая все это в клеточках. Ребенок должен хорошо видеть клеточку и соизмерять свой рисунок с образцом, данным в начале строчки. Если работа вызывает затруднения надо точками намечать предстоящую работу. С помощью этой опоры ребенок учиться не «выезжать» за клеточку, а когда его рука хорошо освоит движения, будет делать это самостоятельно. Раскраски – очень хороший помощник по развитию мелкой моторики. Их можно начинать использовать с четырехлетнего возраста. Для этого детей учат раскрашивать картинки цветными карандашами: ровно, с одинаковым нажимом, не выходя за контуры и не делая пропусков. Раскраски бывают: - Раскраски по лексическим темам. Дети раскрашивают, например, лошадь, корову, овцу, козу по теме «Домашние животные». Норма раскрашивания для каждого ребенка не менее одной картинки в день. Больше по желанию. Таким образом, дети и тренируют руку, и прочнее усваивают лексическую тему. - Раскраски с кодированием цвета. Ребенку дается рисунок, разделенный линиями на части. В каждой части стоит значок, обозначающий , каким цветом её надо раскрасить. Так можно раскрашивать, например, птиц, овощи, фрукты, цветы. - Раскраски «наоборот». Это такие раскраски, где рисунок надо оставлять белым, а раскрасить только фон. Например, белый лебедь на фоне голубого неба и синей воды, снеговик или снегурочка на фоне вечернего неба. - Раскраски с заданиями. Например, на тему « Грибы» рисуем гриб и просим подрисовать справа- грибочек, слева – цветочек, на шляпке – листик, под шляпкой гусеницу. - Раскраски с дорисовыванием. Это картинки, на которых часть изображения намечена пунктиром. Ребенку предлагается дорисовать предметы по этим линиям и раскрасить. Дорисовать можно предложить части машин, листья на ветке, ягоды. Дорисовывание части целого. Ребенку предлагается рассмотреть картинку с зеркально расположенными предметами. Например, два бегущих цыпленка. При этом у одного из них отсутствуют части. Вот ему и нужно дорисовать гребешок, крылышко, лапку, клювик. Дорисовывание отсутствующей половины рисунка. Ребенку предлагается дорисовать вторую половину предмета, например, гриба, яблока. - Раскрашивание наложенных контуров. Ребенку предлагается раскрасить рисунок, на котором контуры предметов наложены друг на друга. При этом ему дается задание: раскрасить, например, плоды, а не листья, животных, а не птиц. Следить за тем, чтобы те контуры, которые ребенок будет раскрашивать, не оказались наложенными друг на друга. Все перечисленные выше формы работы по развитию мелкой моторики рук ( традиционные и нетрадиционные, и игровые упражнения) позволяют улучшить уровень осязательной чувствительности, координацию движений, переключаемость с одного движения на другое, темп и ритм действий. Исследованиями лаборатории высшей нервной деятельности ребенка Института физиологии детей и подростков АП СССР установлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому в системе учебно-воспитательной работы в детских учреждениях, домашних условиях необходимо уделять внимание развитию движений пальцев рук. Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых малыш растет и развивается. Подготовила материал воспитатель Румянцева Елена Валерьевна. 13 декабря 2015 в 21:53
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.